Список статей   |   www.scaliger.ru
Вячеслав Лопатин

Иисус Христос как зверь "Апокалипсиса"

Расшифровка числа 666

«Апокалипсис», или «Откровение Иоанна», вызывает интерес исследователей на протяжении многих столетий.

Эта книга входит в Новый Завет, является последней в Библии и очень отличается по стилю и содержанию от остальных библейских книг. Ее язык туманен, мрачен и символичен. Понять, как в том или ином месте говорит автор – то ли прямо, то ли аллегорично, – сложно. Текст «Апокалипсиса» напоминает бред сумасшедшего, однако содержит намеки на некую реальность, что заставляет историков и филологов искать в нем научный смысл.

Одно из наиболее известных мест в тексте «Апокалипсиса» - упоминание числа 666, которое является именем зверя, служащего дракону-дьяволу. Автор подчеркивает, что это число взято не с потолка и в нем скрыт смысл: «Кто имеет ум, тот сочтет число зверя». Но что же это за число? Почему именно 666?

На протяжении столетий различные теологи, христианские историки и просто любители загадок пытались расшифровать этот числовой символ, дать ему свое логическое обоснование. В большинстве случаев объяснения сводятся к антихристианской политике античного Рима и гематрии – методу перевода слов в числа. Делается это так: поскольку в древних алфавитах буквы означали и числа тоже, то ищется какое-то слово или сочетание, у которого сумма числовых значений его букв равняется 666, например «император Нерон». Вроде все сходится – и число 666 получается, и гонения на христиан тут тебе. Однако такая методика, очевидно, является очень слабой, а вариантов, получающихся в результате ее применения, столько же, сколько самих исследователей.

Чтобы понять, как и где искать ответ на вопрос о смысле числа 666, нужно для начала установить, кто и когда написал «Апокалипсис». Это даст нам понимание исторического контекста, политических и религиозных реалий, в которых находился автор, что, в свою очередь, может легко привести нас к истине.

Традиционно считается, что «Апокалипсис» был написан в I веке Иоанном Богословом, апостолом и евангелистом. Поэтому все поиски разгадок его текста вращаются вокруг этой даты и ведутся в соответствующей ей исторической реальности. Есть и такие исследователи, которые считают, что Иоанн действительно получил какое-то откровение от Бога. Для них, естественно, никакие датировки и эпохи не имеют значения, и принимать в расчет их работу нет никакого смысла. Поэтому сосредоточимся на вопросе об историческом контексте.

На сегодняшний день накоплен огромный критический материал, который говорит о том, что, скорее всего, историческая хронология не верна. В основном это касается времени до конца Средних веков: античная и средневековая история является вымыслом первых хронологов, которые стремились создать длинную и непрерывную историю – от самого Адама. В этом случае датировка «Апокалипсиса» первым веком является ошибочной, и эта ошибка может достигать 1000 лет и более. Поэтому искать время, когда жил Иоанн, кем бы он ни был, нужно в более широких хронологических пределах. (Подробнее о том, кто и когда добавил в хронологию 1000 лет: «Матфей Цветочник и придуманное тысячелетие»)

Теологи и историки, исследующие «Апокалипсис», исходят из традиционной датировки и ставят себе тем самым довольно узкие рамки. Несмотря на то что мы можем поставить более широкие хронологические границы, вплоть до эпохи Возрождения, они все равно останутся рамками, к тому же весьма субъективными, а значит исследование приведет к сомнительным выводам. То есть сам подход с изначальной опорой на датировки является методологически не верным. Нужно поставить во главу исследования контент-анализ – анализ самого текста, а уже из него понять время написания текста.

Итак, посмотрим на содержание «Апокалипсиса». Иоанн, находясь на острове Патмос, общается с Богом. В порыве откровения тот показывает ему тайны мироздания, просит, чтобы Иоанн записал все увиденное в книгу, а книгу послал семи малоазийским церквям: в Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиру, Сардис, Филадельфию и Лаодикию. И тут у читателя «Апокалипсиса» может возникнуть вопрос: а почему именно в эти города, а не в Рим или, скажем, Александрию?

И действительно. Почему важную и уникальную для всех христиан информацию, поведанную самим Богом, нужно передать не в христианские общины, которые были в крупных городах, например, в Риме, Александрии, Антиохии, Афинах или Иерусалиме, а в менее известные места? Почему речь идет исключительно о Малой Азии, что никак не вяжется с картой зарождения и распространения христианства? Может быть, в божьем откровении было больше церквей, и Бог по каким-то своим причинам попросил Иоанна отправить книгу лишь в часть из них? Нет. Бог предстал перед Иоанном в окружении семи светильников, а в руке у него было семь звезд, и он пояснил, что это символы семи вышеназванных малоазийских церквей. Получается, что никаких других церквей Иоаннов бог не знает или они еще более мелкие. И все верующие в него живут исключительно или в основном на соответствующей территории в Малой Азии, то есть на азиатской территории современной Турции. Это более чем странно.

Это странное и темное место в «Апокалипсисе» должно иметь свое объяснение. Очевидно, что Иоанн своим пассажем о семи городах рисует нам некую карту мира. На ней данная часть Малой Азии отделена от остального мира границами, за которые Иоанн либо не хочет заходить, поскольку там нет его единоверцев, либо не может, так как эти границы являются политическими. Однако в любом случае для первого века, в который историки относят написание «Апокалипсиса», такая картина просто неприемлема, поскольку и Малая Азия, и Палестина, и Египет, и другие территории Средиземноморья, в которых возникли христианские общины, входили тогда в состав одного государства - Римскую империю. Поэтому реальность, в которой живет Иоанн, относится совсем к другому времени.

Если мы попробуем найти семь Иоанновых городов на территории Малой Азии, то увидим нечто удивительное. Оказывается, все они сосредоточены на относительно небольшой ее части. Более того, здесь же рядом находится и остров Патмос, где Иоанн общался с Богом. Этот момент должен убедить нас еще больше, что такая локализация не случайна и обусловлена реальными границами.

Было ли в истории такое время, когда эта часть Малой Азии входила в одно государство, а крупные вышеназванные города – Рим, Афины и другие – в него не входили? Оказывается, было. Это время Крестовых походов. А так как Иоанн не упоминает и Константинополь – крупнейший христианский центр, то можно сказать и точнее: это середина XIII века, когда к государствам, основанным крестоносцами на Ближнем Востоке, после падения Константинополя добавилась еще и Латинская империя. Посмотрим на карту.





Мы видим, что территория на западе Малой Азии, где находятся все семь городов «Апокалипсиса», расположена точно в границах Никейской империи, то есть того государства, в которое превратилась Римская (Византийская) империя, растерявшая почти все свои земли. Константинополь, Афины, Александрия, Антиохия и Иерусалим перестали ей принадлежать. Более того, в этих городах правят еретики – ненавистные латиняне. А самый главный еретик сидит в Риме. И тогда получается, что автор «Апокалипсиса» - византиец. И естественно, что он и его православный бог не хотят эти города знать – это территория дьявола.

Только так, отнеся время написания «Апокалипсиса» в XIII век, можно объяснить мысль его автора о семи церквях. Ей нет места в I веке, она невозможна, абсурдна и нелогична во все века вплоть до XIII века. И позже, кстати, «Апокалипсис» тоже не мог быть написан, поскольку в 1261 году византийцы вернули себе Константинополь и Иоанн должен был бы обязательно его упомянуть в качестве адресата.

Подытожим все сказанное о предполагаемом времени написания «Апокалипсиса». Возможно, Иоанн описывал свое время – существование на Ближнем Востоке латинских государств, созданных крестоносцами. Теперь, предполагая дату написания «Апокалипсиса», выявленную из анализа самого текста, а не продиктованную историческими догматами, мы можем посмотреть на культурно-исторический контекст, соответствующий содержанию книги. Иоанн пишет об имени зверя, его числе и о том, что читатель это может понять. Значит, речь идет о какой-то символике, знакомой его современникам.

Зло в «Апокалипсисе» персонифицировано в трех существах: древнем драконе, который, по словам Иоанна, есть дьявол, и двух зверях, которые ему служат. Касательно последних Иоанн изъясняется довольно туманно, и примерно этих персонажей можно представить так. Первый зверь стал начертательным образом, а второй вложил в него дух и заставлял людей ему поклоняться, в том числе и поклоняться его имени (которое можно представить в виде числа 666). Эта картина похожа не просто не религию, а конкретно на христианство. Ведь что такое дьявол? Это сходство и противоположность - та же организация, как у Бога, но только служащая темной стороне. И в данном случае мы видим элементы христианского мифа: это пророк, святой дух, поклонение божественному образу. Все то же самое, что в христианстве, только представленное в черном цвете.

Идея, что апокалиптические дракон и звери скопированы с христианского культа, подкрепляется и тем, что второй зверь именуется лжепророком и имеет рога как у агнца. А так как агнец является известнейшим символом Христа, то здесь Иоанн фактически прямо называет зверя Христом. Точнее как бы Христом – ненастоящим, лжепророком, лже-Христом. О чем же идет речь? Почему рассказ о драконе и его зверях так похож на христианскую историю?

Объяснение здесь может быть только одно, и оно четко укладывается в рамки той исторической ситуации, которая сложилась на Ближнем Востоке именно в XIII веке. Для автора «Апокалипсиса» на землях, захваченных крестоносцами, в том числе и в Константинополе, правит зло. Латиняне поклоняются Христу, но, так как они еретики, то и Христос, и Бог у них не могут быть настоящими – это все происки дьявола. Поэтому, с одной стороны, у них с виду все христианское, такое же, как у православных византийцев, а с другой, это все обман и под маской Христа скрывается дьявольский зверь. И образы, и символы там, соответственно, тоже ненастоящие. А чтобы увидеть их в истинном свете, возможно, нужно прочитать их в обратную сторону, ведь у дьявола все наоборот.

Важнейшим символом имени Христа на Востоке было IC XC. Эти четыре буквы, означающие сокращение слов Иисус Христос, так называемая христограмма, присутствуют на всех главных изображениях Христа – образах Христа-Пантократора. Крестоносцы также использовали этот символ. Но, как я уже писал ранее, это не просто буквы, это римские числа 99 и 90, имеющие в христианстве, да и не только в нем, сакральный смысл. (См. статью «Скалигер и IC XC»)

Итак, что же мы видим? Число имени Христа можно записать как 99 и 90 или же слитно, как 9990. Однако, если перед нами лже-Христос, то его настоящее имя это перевернутое число Христа. И если перевернуть число 9990, то получим 0666, или просто 666 - «число зверя». То есть Иисус Христос, которому поклонялись крестоносцы, и есть страшный зверь Апокалипсиса.

Но, может, это просто совпадение? Нет, и сейчас я покажу еще одно прочтение числа 666 как числа имени Христа.

В «Апокалипсисе» неоднократно встречается число 3,5 как некий период времени. В основном имеется в виду 3,5 года – столько якобы будет длиться поклонение дракону-дьяволу, после чего тот будет низвергнут и на Земле наступит царство божие. И хотя Иоанн ни разу прямо не написал про 3,5 года, он явно имел в виду именно это число, обозначая его в тексте разными способами: как 1260 дней (360 дней х 3,5), как 42 месяца (12 месяцев х 3,5) и даже как «время, времена и полвремени», что в контексте, очевидно, имеет тот же смысл. Для другого периода автор тоже указал продолжительность 3,5, но уже не лет, а дней. Можно сказать, что 3,5 является главным хронологическим числом «Апокалипсиса».

Вернемся к символическому имени Христа. Мы знаем, что это 99 и 90. Еще два числовых символа добавляет Иоанн: 3,5 как время правления лже-Христа и 666 как то, кто он есть на протяжении этого времени. Иначе говоря, некто, выдавая себя за «99 и 90», правит на протяжении 3,5 времен и поэтому оказывается «666». То есть наше утверждение сводится к элементарной арифметике, и чтобы проверить его истинность, нужно выполнить простую операцию: умножить «99 и 90» на 3,5. Как ни странно, получается именно 666!

(99+90) + (99+90) + (99+90) + 99 = 666

Вот, собственно, и все. «Апокалипсис» поставил перед нами два важных вопроса: почему Иоанн адресует свое творение только семи малоазийским городам и как расшифровывается число 666? Ответы на оба эти вопроса находятся исключительно в XIII веке и являются доказательством того, что эта странная книга была написана именно в это время, то есть более чем на тысячелетие позже традиционной даты.

Еще один вопрос, который возникает фактически перед каждым читателем «Апокалипсиса», это почему автор так туманно излагает свою мысль? Действительно, почему бы не написать прямо, что это за звери, назвать имена, объяснить смысл числа 666? Очевидно, Иоанн не играл с читателем ни в какие игры, а просто не мог назвать вещи своими именами. Почему же?

Наиболее удовлетворительный ответ на этот вопрос лишний раз подтверждает наш вывод о том, что под апокалиптическим зверем имеется в виду Иисус Христос, а сам «Апокалипсис» написан во времена Крестовых походов. Ответ лежит на поверхности: Иоанн просто не мог написать, что Христос, которому поклоняются крестоносцы, это есть зло, страшный зверь, приспешник дьявола. Это было бы богохульство, страшный грех. Поэтому он прибег к иносказанию.
Ну и напоследок еще пара мест в тексте «Апокалипсиса», которые могут быть интересны в свете всего сказанного.

Период в 1260 дней, после которого дракон-дьявол потеряет власть, повторяется в книге несколько раз. А мы знаем, что в 1261 году крестоносцы потеряют Константинополь. Совпадение? Возможно, но нужно учесть, что в старых хрониках такой даты – 1261 год – нет, а есть именно 1260. Я говорю об известных мировых хрониках, опубликованных в первых печатных книгах, в XV-XVI веках. То, что в одном случае счет идет в днях, а в другом – в годах, не имеет значения, поскольку дни могут оказаться не земными, а божественными, а это большая разница. У библейского бога один день может равняться и тысяче лет. На этом, к примеру, основано византийское летосчисление от сотворения мира.

Если предположить, что Иоанн писал книгу в 1260 году, сразу после отвоевания Константинополя, то становятся понятны его слова о падении Вавилона, городе бесов и разврата. Он пишет, что это великий город, царствующий над народами. Многие историки считают, что речь идет о Риме, хотя ничего римского в описании Вавилона нет, если не считать упоминания о семи холмах, на которых стоит город. Однако Новый Рим, Константинополь, тоже, по легенде, был основан на семи холмах. И в отличие от Рима очень хорошо вписывается в текст «Апокалипсиса». Ведь его автора, византийца, явно больше должен был интересовать потерянный Константинополь, чем какой-то далекий Рим, который, к слову, по сравнению с Константинополем был совсем и не великий.

Иоанн также говорит о жене, то есть женщине, родившей мальчика, который станет пастырем людей и вознесется на небо, к Богу. Она будет вынуждена прятаться 1260 дней, до момента окончания власти дьявола. Что тут можно сказать? Вознесшийся на небо пастырь – это очевидно Иисус Христос, на это указано определенно и недвусмысленно. Тогда жена, возможно, – православная церковь. Перед нами просто пересказ христианского мифа. Мы опять видим, что Иоанн не пророчествует о неких будущих событиях, а излагает историю, просто несколько сумбурно и аллегорично.

Христианский символ IC XC, который скрывается за символом зла – числа 666, не единственный, который использовался средневековыми авторами в различных расчетах и построениях. В следующей статье я покажу, как на основе другого христианского символа, используемого и поныне, была создана древняя хронология.


Апрель, 2016.


© В.А. Лопатин, 2016     www.scaliger.ru