Список статей   |   www.scaliger.ru


       Вячеслав Лопатин

       ЗАГАДОЧНЫЙ БОЭЦИЙ

       Боэций (480 - 524) - римский государственный деятель и философ. Полное имя - Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Боэтиус. Был осужден по подозрению в государственной измене и казнен. Боэций оказал огромное влияние на европейскую литературу и по праву может считаться отцом средневековой философии. Слава, кстати, пришла к Боэцию лишь спустя много веков после его смерти.

Портрет Боэция из книги: "The Holy Court", 1663.

       Для исторической критики Боэций может быть интересен тем, что он существует как бы в двух лицах: один - язычник-неоплатоник, другой - христианский теолог. Ясное дело, что это - две разные идеологии, два мировоззрения, которые не могут совмещаться в одной личности. Однако же совмещаются. Споры о том, как же это возможно, велись давно и продолжаются в наше время. Хотя, надо заметить, что у средневековых читателей Боэция никаких проблем по этому поводу, похоже, не было. Его чтили как благочестивого христианина и относились как к одному из отцов церкви. В Павии его вообще считали святым.
       Боэций оставил много богословских произведений, в том числе, и такие известные как «О католической вере» и «О Троице». В последнем он прямо называет своим учителем св. Августина. Однако его платонизм, ярко выраженный в других произведениях, привел к тому, что многие авторитетные исследователи объявили ряд его христианско-теологических работ, в том числе и «О троице», поддельными. Действительно, невозможно представить, что и то, и другое написано одним человеком.
       С этим, казалось бы, здравым суждением не согласны другие исследователи, логика которых, по всей видимости, опирается на веру в истинность исторического знания: раз дошла до нас информация, что эти труды написал Боэций, значит, так оно и было. В качестве аргумента эта сторона приводит отрывок из сочинения Кассиодора, современника Боэция, в котором упоминается, что последний написал некоторые из этих спорных произведений. Необходимо отметить, что данный текст Кассиодора был обнаружен лишь в XIX веке.
       Самым ярким произведением Боэция, выражавшим у него отсутствие христианской идеологии, является «Утешение философией». Эту «золотую книгу средневековья» он написал в тюрьме в ожидании казни, и по своему содержанию она и рядом не стояла с его трудами, посвященными католическому богословию. В «Утешении» Боэций многократно цитирует языческих авторов и излагает чистой воды платоновскую метафизику. И если он и говорит о пути к Богу, то следует он не христианской заповеди, а пифагорейской.
       Пожалуй, главное это то, что Боэций в «Утешении» не только не приводит ни одной мысли из Библии, но и ни разу не упоминает Христа или каких-то других христианских мучеников! Хотя, казалось бы, кто, как не они, должны были «утешать» его в ожидании казни. Духовную опору он находит совсем в другом - в философии неоплатонизма.
       Красной нитью через все произведение проходит отстаивание идеи о силе человеческого духа и свободе воли. В отличие от христианства, где блаженны, как известно, только нищие духом, у Боэция в блаженстве пребывают те, у кого богатый внутренний мир. "Утешение" написано частично в стихотворной форме - гуманист, да еще и поэт!
       Любопытные цитаты. «Затем он переходит к пантеизму, который должен был бы привести христиан в ужас, но почему-то никого не ужасает» (Б. Рассел. История западной философии). «Эта книга в течение многих столетий была лучшим и любимейшим чтением после Библии» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона). Что же это было за время такое, совершенно нам неизвестное? Ведь получается, что, если не считать Библию, старые добрые католики больше всего чтили ужасную в своем язычестве книгу?
       Боэций был не только автором оригинальных трудов по философии и богословию, его перу принадлежат многие переводы и толкования античных авторов. В этом деле он был настолько плодотворен и уникален, что в средние века его считали основным источником по античной культуре. Более того, хорошо известно, что Боэций занимался исправлениями и переделками работ древних авторов. Сюда относят некоторые труды Аристотеля, Никомаха, Архимеда, Птолемея…
       Боэций написал также пять книг о музыке и является автором популярных в позднем средневековье (то есть спустя тысячу лет) учебников по геометрии, арифметике и астрономии - титан, а не человек! А еще он был вторым лицом в государстве после короля Теодориха и так богат, что его богатство вошло в поговорку. Ну, о какой правдивой истории можно говорить, когда видишь такую биографическую кашу? Скорее всего, римский Боэций - это миф, мотивами для которого послужили детали реальных или мифологизированных биографий более поздних исторических деятелей.
       «Утешение философией» наполнено спокойствием и безмятежностью - трудно поверить, что его писал человек, приговоренный к смерти (к тому же безвинно осужденный). Этот момент, как одна из причин сомневаться в достоверности истории Боэция, примечателен сам по себе, но есть еще кое-что. Одним из имен Боэция было Манлий, а в XVII веке творил другой Манлий - Мануэл Вильегас (1589-1669). Этот испанский поэт известен тем, что перевел на родной язык «Утешение» Боэция. И сделал он это… в тюрьме. (Но никакой смертный приговор ему не грозил.)
       Есть еще один примечательный персонаж эпохи Нового времени, его даже звали так же - Боэций. Это французский гуманист, государственный деятель, философ, публицист и поэт Этьен де Ла Боэси или Боэти (1530 - 1563). Сравните написание имен обоих, римлянина и француза: соответственно, Boetii и Boetie.
       Французский Боэций, как и римский, занимался переводами античных авторов. В политике и религии был склонен к свободомыслию и вообще к философии. Негативно оценивал существующие формы правления государством, был одним из первых идеологов гражданского неповиновения, идеализировал Римскую республику - не отсюда ли сотворен сюжет об обвинении древнего Боэция в попытке свержения короля и связях с римским (византийским) императором?
       Ла Боэси умер от дизентерии, не дожив до 33 лет. Будучи тяжело больным, он понял, что обречен и провел ожидание смерти мужественно и с философским спокойствием.
       Попробуем сравнить даты смерти двух Боэциев, ведь, как я уже неоднократно писал, между сходными историческими персонажами существует закономерность в хронологии. Как правило, в основе разницы лет лежат интервалы, равные 90 или 99 годам, либо кратные им.
       Боэций умер в 524 году, Ла Боэси - в 1563. Так как первый жил в римском раннем средневековье, предположим, что поздний хронолог решил, что дата его смерти дана по распространенной тогда эре Диоклетиана, берущей начало в 284 году н.э., и пересчитал ее, получив 524 год в нашем летосчислении. Тогда до пересчета должен был быть 240 год (524 минус 284). В этом случае разница между датами смерти наших героев получается: 1563 - 240 = 1323 года, что есть 189 (99+90) лет, взятые ровно семь раз. Этот интервал - 189 лет - встречается не в первый раз и, возможно, имеет объяснение (см. статью «Антихристос, или откуда взялись циклы в 90 и 99 лет»).
       Можно рассматривать данный момент как совпадение, а можно - как еще один пример того, что в создании исторической хронологии использовались оккультные представления о циклах в 90 и 99 лет. Но тем, кто не верит в искусственность средневековой истории, все равно придется объяснить, откуда взялся этот Боэций - непонятный, противоречивый и, в общем, реально невозможный.

Ноябрь, 2007.


© В.А. Лопатин, 2007     www.scaliger.ru