Список статей   |   www.scaliger.ru
Вячеслав Лопатин

Дионисий Малый и фальшивое равноденствие

Римский монах Дионисий Малый (VI век) вошел в историю как автор христианской пасхалии - церковного календаря, в котором отмечены дни празднования Пасхи на годы вперед. Различных пасхалий до Дионисия было много, но его вариант оказался самым удачным и в итоге весь христианский мир перешел на нее и стал отмечать Пасху в один день. Главная же заслуга Дионисия состоит в том, что в своей пасхалии он датировал годы от Рождества Христова, тем самым впервые предложив вести хронологию от этой даты. Сегодня мы так и делаем.

С пасхалией Дионисия, да и с ним самим, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Если присмотреться к этой истории повнимательнее, то многое в ней окажется неясным и туманным, а некоторые факты – вообще довольно странными. Все это в очередной раз вызывает недоверие к общепринятой исторической хронологии и, более того, объясняет позицию гиперкритиков, которые ее сильно сокращают. Короче, к Дионисию, так сказать, есть вопросы.

Обычно единственной загадкой пасхалии Дионисия Малого называется введение им в оборот счета лет от РХ. А точнее – то, как он вычислил эту дату. Ведь сам автор про это скромно умолчал. Историки предлагают разные варианты, но все это лишь домыслы. Существуют и другие проблемы, но – обо всем по порядку.

Пасхалия Дионисия являет собой типичный пример александрийской пасхалии, основанной на 19-летнем лунном цикле и появившейся еще за два века до Дионисия. Поэтому, разбирая его работу, мы, по сути, разбираем александрийскую пасхалию и связанные с ней вопросы хронологии. На примере пасхалии Дионисия это делать проще, так как в отличие от других она дошла до нас во всей полноте и имеет подробное описание.

Считается, что Дионисий продолжил пасхалию Кирилла Александрийского, которая заканчивалась 247 годом эры Диоклетиана. Первые 19 лет в пасхальных таблицах Дионисия – это якобы последние 19 лет из пасхалии Кирилла. Поэтому первый год в собственной пасхалии Дионисия начинается с 248 года эры Диоклетиана, но обозначает его Дионисий уже иначе - как 532 год от РХ (точнее, от Воплощения). Почему именно 532 год - неизвестно. Однако обращает на себя внимание тот факт, что это число неслучайное. Это так называемый великий индиктион, период, получаемый произведением продолжительностей 19-летнего лунного цикла и 28-летнего солнечного. Для пасхалистов это вещь была важной, так как через 532 года полнолуния попадают на те же числа и дни недели юлианского календаря. Почти. Но это как раз уже не важно.

Так вот, что же получается? Дионисий начинает свою пасхалию с очередного года после предыдущей пасхалии, и вдруг этот год случайно оказывается в точности 532-м после Рождества. Вот совпадение! Как такое возможно?

Известный церковный историк Э.Шварц считал, что пасхалия Кирилла, которую в начале приводит Дионисий, является подделкой последнего. Это на первый взгляд дает объяснение странному совпадению, ведь Дионисий в этом случае был волен начинать свою пасхалию с любого года. Однако история нам сообщает, что Дионисий выполнял конкретный заказ – необходима была работающая пасхалия на ближайшие годы, а не пасхалия вообще. То есть для выбора начального года у Дионисия были узкие временные рамки. Да и что это за пасхалии, если их можно легко признать поддельными? Может, и сама пасхалия Дионисия тоже фальшивая?

Дионисий представил свою пасхалию в 525 году, что на 7 лет опередило ее начало. Даже если заказ на пасхалию – а это вроде бы как от самого Папы – поступил в том же 525 году, то тут тоже возникает вопрос: а чего так рано? Зачем римскому папе понадобилось знать, как будут справлять пасху через 7 лет? К тому же – на Востоке, так как в самом Риме пользовались совсем другой пасхалией и праздновали по-своему.

А еще в истории был Дионисий Александрийский, он же Дионисий Великий. Несмотря на то, что он жил и творил в середине III века, в одной раннесредневековой рукописи была обнаружена приписываемая ему пасхалия, начинающаяся с 50 года Диоклетиана, то есть с 334 года н.э. В описании к ней так и говорилось, что это пасхалия того самого Дионисия, епископа Александрии. Но так как к ее началу тот уже более полувека как пребывал на небесах, историки, естественно, в его авторство не поверили. Но здесь вот что интересно. Давайте сравним двух Дионисиев.

От Дионисия Малого кроме пасхалии не осталось никаких сочинений, точнее, их и не было, если не считать корреспонденцию и переводческую работу. При этом составление пасхалии требует определенного уровня образованности и учености. Это как бы намекает на литературное творчество, но увы. Зато есть пасхалия. А вот Дионисий Александрийский был довольно плодовит, написал много работ, в том числе и пасхалию, но вот беда - она до нас не дошла. То есть у него все наоборот: пасхалии нет, зато есть сочинения.

Как и Дионисий Александрийский, Дионисий Малый был греком (византийцем). Видимо потому, что он жил в Риме и писал на латыни, в исторической литературе его прозвище часто пишут по-латински – Exiguus. Однако всеми любимый Скалигер-младший в своем бестселлере Emendation temporum пишет его имя исключительно по-гречески и греческими буквами – Дионисий Микрос. С чего бы это? Может, Скалигер был знаком с его греческими работами?

Поскольку пасхалия Дионисия Александрийского не сохранилась, то для дальнейшего сравнения я возьму пасхалию, которая ему приписывалась средневековым автором. Ту, из вышеупомянутой рукописи. Сравнивая ее с пасхалией Дионисия Малого, нужно отметить следующее. Обе они основаны на 19-летнем цикле, обе являются пасхалиями александрийского типа и обе написаны на 95 лет вперед. Да, и еще вот что. От первого года одной пасхалии до первого года другой прошло 198 лет. А это ровно два раза по 99. Об этом числе я много уже писал и здесь напомню, где еще оно встречается в связи с Дионисием Малым.

Пасхальные и индиктовый циклы, которые использовал Дионисий, заканчиваются одновременно в 3267 году н.э. То есть на этот год у всех циклов - 19-летнего, 28-летнего и 15-летнего – приходятся их последние годы. Такое совпадение встречается раз в 7980 лет. Так вот число 3267 это есть 99, взятое 33 раза. Вряд ли это случайность. Поэтому, рассуждая о том, как Дионисий вычислил дату Рождества, нужно данный момент иметь в виду.

Итак, некто Псевдо-Дионисий Александрийский составил пасхалию с 334 года, а Дионисий Малый – с 532 года. Рассмотрим, как выглядят даты полнолуний у Дионисия Малого в сравнении с датами реальных полнолуний в первые 19 лет его пасхальной таблицы. В первом и втором столбцах указаны порядковый номер года цикла и дата полнолуния в пасхалии, в третьем и четвертом – дата истинного полнолуния начиная с 532 года и 334 года соответственно. Последние приведены с учетом местного времени (для Рима и Александрии), а также того, что сутки в Римской империи начинались с рассвета. Жирным шрифтом выделены истинные даты, совпадающие с бумажными.

 1         5 апр        5 апр        5 апр
 2       25 мар      26 мар      25 мар
 3       13 апр      14 апр       12 апр
 4         2 апр        3 апр         1 апр
 5       22 мар      23 мар      22 мар
 6       10 апр       11 апр      10 апр
 7        30 мар      31 мар     30 мар
 8        18 апр      19 апр      18 апр
 9         7 апр        7 апр        7 апр
10      27 мар      27 мар     27 мар
11      15 апр      15 апр      14 апр
12        4 апр        5 апр         3 апр
13      24 мар      24 мар      23 мар
14      12 апр      12 апр      11 апр
15        1 апр        2 апр      31 мар
16      21 мар      22 мар      21 мар
17         9 апр       8 апр        9 апр
18      29 мар      29 мар     29 мар
19      17 апр      16 апр      16 апр

Здесь может показаться, что пасхалия Дионисия Малого лучше подходит для предсказания полнолуний IV века, чем собственного VI (количество совпадений 11 против 7). Но если продлить сравнение на следующие 19 лет, то все окажется наоборот: 7 совпадений против 10. Желающие могут посмотреть и дальше (ссылки я оставлю в конце статьи), но общая картина вряд ли изменится. Можно констатировать, что пасхалия Дионисия так же хорошо подходит для периода времени, начинающегося с 334 года, как и для своего собственного. Хотя это невозможно даже теоретически, поскольку для 334 года нужен другой 19-летний цикл, так как пасхальные циклы, отсчитывающиеся с 532 года и с 334 года, не совпадают (разница между этими датами – 198 лет – не делится на 19 без остатка). Тем не менее, липовый Дионисий чуть не выиграл у настоящего.

Все это, конечно, интересно, однако главный вопрос, который здесь хотелось бы рассмотреть – это вопрос о том, когда была создана пасхалия Дионисия. Действительно ли эра от Рождества, предложенная Дионисием, появилась чуть ли не на тысячу лет раньше того, как она стала широко использоваться? Чтобы ответить на вопрос о датировке пасхалии, нужно рассмотреть содержимое этого документа, ведь оно напрямую касается хронологии.

Любая пасхалия содержит конкретные календарные даты празднования Пасхи. А еще в пасхалиях часто указываются даты полнолуний. В пасхалии Дионисия помимо этого приводится еще много информации, однако для нашего вопроса это не так важно, хотя бы потому, что все эти даты можно легко отредактировать в нужную сторону. Куда интересней устройство пасхалии. А устроена александрийская пасхалия так, что ее пасхальная граница приходится на 21 марта. Это значит, что Пасха не может быть ранее этой даты – только после. И если мы посмотрим на пасхалию Дионисия, то увидим, что это так и есть: самая ранняя пасха приходится на 22 марта. Почему так?

В 325 году терпение святых отцов по поводу того, что Пасха часто празднуется раньше весеннего равноденствия, подошло к концу, и на Никейском соборе было установлено правило: Пасха может быть только после весеннего равноденствия. А его днем тогда якобы считалось 21 марта. Вот александрийцы, на которых была возложена миссия создания соответствующей пасхалии, в итоге ее такой и сделали. Тут главное – равноденствие 21 марта. Это такой краеугольный камень церковной, да и не только, хронологии.

Так как день равноденствия с течением времени дрейфует по календарю со скоростью 1 день в 128 лет, то не сложно установить к какому веку относится текст, если в нем говорится о современном дне равноденствия. В I веке н.э. весеннее равноденствие было 22 марта, в IV – 20 марта, в X – 15-го, а в XVI оно уже сместилось на 11 марта, убежав от даты, установленной Никейским собором, на целых 10 дней. Поэтому, если в историческом источнике утверждается, что весеннее равноденствие происходит 21 марта, то, следовательно, этот документ датируется III-IV веком. Примерно, естественно. И если день 21 марта, как дата равноденствия, заложен в пасхалию, значит, изначально эта пасхалия была создана тоже в эти века. И никак иначе. Здесь логика железобетонная.

Если в пасхалии Дионисия Малого мы видим границу 21 марта, то это значит, что III или IV веком нужно датировать не работу Дионисия, а ту первую пасхалию, которую Дионисий слепо копирует. Но и этого достаточно. Получается, что Никейский собор, вся эта возня с пасхалиями и спорами о Пасхе, да и весь пласт римской истории, включая императора Константина, присутствовавшего на соборе, датируются примерно правильно. Никак нельзя отправить эту эпоху в позднее средневековье, как это делается в новой хронологии.

Можно, конечно, отнести все источники, в которых прямо или косвенно под днем весеннего равноденствия понимается 21 марта, в разряд фальшивок, но это несерьезно. И что делать? Ведь понятно, очевидно, что эпоха Никейского собора должна быть на несколько веков позже. Однако с астрономией не поспоришь. Это как раз тот случай, про который говорят: против лома нет приема… если нет другого лома. Попробуем найти свой лом.

Мы не будем идти против астрономии, а поступим иначе. Внимательно почитаем церковные источники, в которых упоминается равноденствие и задумаемся: а действительно ли под днем весеннего равноденствия святые отцы понимали то же самое, что и мы? Вот факты, которые заставляют нас в этом усомниться.

Нет ни одного случая, когда бы авторы высказываний о равноденствии давали объяснение, которое хотя бы приблизительно было похоже на правильное. Ну, или хотя бы, чтобы все было ясно из самого контекста. Иногда употреблялось слово «солнцеворот», которое вроде бы отражает суть этого события, но ведь оно могло употребляться ошибочно.

Нет ни одной ссылки в христианских текстах того времени на то, кто и как вычислил дату равноденствия. Совершенно непонятно, откуда вдруг взялось это 21 марта. Более того, история не знает случаев научного наблюдения равноденствия во времена Никейского собора, то есть в то время, когда нарисовалась эта дата. Это относится не только к IV веку, но и к более широкому периоду: с III века и далее на протяжении нескольких веков. А если не брать арабскую астрономию, а ограничиться Римской (Византийской) империей, то этот период растянется на тысячелетие. И хотя нас позднее время в данном случае не должно интересовать, то это – так, для красоты картины и понимания глубины проблемы.

Историки считают, что представление о дате равноденствия с течением времени менялось прямолинейно, от более поздних чисел марта к более ранним, что отражает действительную картину. Однако это не так. По крайней мере, не так в христианской литературе.

В первые века нашей эры, примерно с I по III, бытовало мнение, что весеннее равноденствие происходит 25 марта. Якобы эта традиция пошла со времен Юлия Цезаря, введшего юлианский календарь. Однако во времена Юлия равноденствие было 23 марта, а в последующие века и того раньше. Ну да ладно.

С III века стали считать, что равноденствие выпадает на 18-19 числа марта. Об этом свидетельствуют пасхалии того времени, в которых пасхальная граница приходилась на эти самые дни. Логика здесь простая: Пасха не должна быть раньше начала весны, а весна в традициях многих народов начиналась с равноденствия. Следовательно, пасхальная граница совпадает с днем равноденствия. Александрийский ученый и автор первой пасхалии, основанной на 19-летнем цикле, Анатолий Лаодикийский (III век) прямо написал, что 22 марта солнце движется по знаку Овна четвертый день. Исходя из традиций греческой астрономии совмещать весеннее равноденствие с началом знака Овна, часть историков признает, что Анатолий считал днем равноденствия 19 марта. Другая часть считает это невозможным и предлагает либо исправить якобы ошибочный текст, либо найти изъян у древнегреческих астрономов, как это предлагал небезызвестный Дионисий Петавиус. В любом случае аргументация несогласных держится на простом «этого не может быть», так как во времена Анатолия равноденственным днем было 21 марта.

Итак, в III веке в церковной среде ходили разные представления о дате весеннего равноденствия: с одной стороны, 18-19 марта, с другой – 25 марта. И оба варианта были ошибочными. Так, может, в этих датах был какой-то иной смысл? Например, 25 марта выполняло явно символическую функцию, а конкретно - идею Воплощения (зачатия Христа), так как от этого дня до Рождества 25 декабря проходит ровно 9 месяцев. А равноденствия 18 и 19 марта могли указывать на более позднее время написания текстов, в которых они упоминались.

Когда наступил IV век, хаос усилился, поскольку вдруг как черт из табакерки выпрыгнул этот самый день – 21 марта. И все, от низшего монаха до патриарха, запели: равноденствие 21 марта, равноденствие 21 марта… А все потому, что высшим церковным иерархам не нравилось, что часть паствы справляла Пасху до этого дня. Уговаривать же ее с помощью этого песнопения пришлось более века. К исходу V века вроде все устаканилось, и все пришли к согласию, что справлять Пасху можно только после 21 марта. Из чего вроде следует, что все признали этот день календаря днем весеннего равноденствия, а все остальные варианты равноденствия канули в Лету. Это не так.

В V веке александрийский ученый Анниан создал эру от сотворения мира, в которой опять всплыло 25 марта. В этот день, согласно его хронологической системе, произошли три основных события священной истории: начало мира, Воплощение и Воскресение. Естественно предположить, что Анниан считал именно этот день равноденственным, так как весеннее равноденствие издревле считалось за начало года. И было бы странно, если бы начало мира и начало года не совпадали. Более того, этот день как начало года вошел в календари многих европейских стран.

Если кто-то посчитает, что утверждение о равноденствии 25 марта в данном случае неубедительно, то я приведу другой аргумент. Наш друг Дионисий Малый в комментариях к своим пасхальным таблицам черным по белому пишет, что равноденствие, то есть когда день равен ночи, происходит 25 марта. А еще повторяет вслед за Аннианом, что в этот же день было Воплощение. Сказано все ясно и недвусмысленно, без возможности толковать это место как-то иначе. А ведь Дионисий – это уже VI век! Где же это равноденствие 21 марта, декларированное еще пару веков до этого? Ау? Я скажу больше: спустя не два, а целых восемь веков в Византии продолжали считать днем равноденствия 25 марта. Естественно, напрашивается пара выводов.

1. В течение как минимум первых шести веков христианской эры под равноденствием понимались разные дни юлианского календаря. С ходом времени они хаотично скачут взад и вперед, никакого системного движения от поздних дней марта к более ранним, как это должно быть при научных наблюдениях, нет. И даже спустя века после утверждения, что равноденствие происходит 21 марта, это важное церковное положение опровергается.

2. День 21 марта, будучи пасхальной границей александрийской пасхалии, не является днем весеннего равноденствия. Это как минимум следует из пасхалии Дионисия. Ведь в ней граница проходит 21 марта, но сам автор пасхалии утверждает, что равноденствие происходит совсем в другой день.

Из всего сказанного вытекает, что важнейшее правило, установленное в IV веке на Никейском соборе, о том, что Пасху можно праздновать только после дня равноденствия, под которым имелось в виду 21 марта, понимается не верно. Александрийская пасхалия действительно была составлена так, чтобы Пасха всегда была после 21 марта, но этот пограничный день к астрономическому равноденствию не имеет никакого отношения. Очевидно, святые отцы, говоря о равноденствии, имели в виду что-то другое. Попробуем понять, что именно.

Если во время появления формулы «равноденствие 21 марта» и столетия после этого церковь хранила молчание о происхождении и смысле этой даты, то в последующие века христианские авторы пытались что-то прояснить. Так, автор «Пасхальной хроники» (VII век) пишет про 21 марта следующее: «В этот день наступает весеннее равноденствие, как научил Святой Дух через богоносных Отцов». Понимаете? Не Птолемей какой-нибудь, не император это ввел своим указом, а святые отцы придумали по божественному наитию. Надо полагать, исключительно для своих внутренних дел. И почему святой дух не передал это знание им раньше?

Известный византийский историк и богослов Зонара (XII век) честно признается, что не понимает, о каком равноденствии идет речь в правиле, утверждающем празднование Пасхи только после этого дня. «Некоторые весенним равноденствием считают 25 марта, а другие 25 апреля. А я думаю, что правило не говорит ни того, ни другого. Ибо чаще Пасха празднуется прежде 25 апреля, а бывает, когда празднуется и прежде 25 марта… кажется, что досточтимые апостолы называют весенним равноденствием нечто иное». Конечно, нечто иное. Золотые слова.

Итак, у нас есть основания полагать, что «равноденствие 21 марта» было введено в оборот церковью для своих нужд и никакого отношения к астрономическому равноденствию это не имело. Поскольку эта формула исторически появилась одновременно с александрийской пасхалией, то посмотрим на устройство этой пасхалии.

В основе александрийской пасхалии лежит 19-летний лунный цикл, начало которого установлено на начало эры Диоклетиана, которая совпадает с началом года в египетском календаре – 1 тота 1 года. По-нашему – 29 августа 284 года. Днем ранее было новолуние, то есть начало нового лунного месяца. Когда все начинается практически в первый день эры, по которой ведется летоисчисление, то это, видимо, очень хорошо для практических расчетов. И – для небесной (божественной) гармонии.

Так вот – тут я подхожу к самому главному, - если лунный месяц начинается 28 августа 284 года, то первый весенний лунный месяц в 285 году начнется 22 марта. То есть это будет первый весенний день, который в лунном календаре является началом года. И, поскольку он почти совпал с обсуждаемым днем 21 марта, то можно предположить, что здесь, как раз, священная собака и зарыта.

Итак, мы знаем, что Пасха - это весенний праздник. Традиция эта пришла от иудеев, которые отмечали ветхозаветную пасху по лунному календарю. Точнее – в первое весеннее полнолуние. Поскольку этот праздник расположен очень близко к началу года (год начинался с первого дня весны), то легко было ошибиться, приняв полнолуние уходящего года за пасхальное. И поскольку еврейский календарь не совпадал с римским, возникали, что называется, накладки. В некоторые годы первое весеннее полнолуние, как казалось иерархам христианской церкви, происходит слишком рано – весна еще не наступила, какая тут может быть Пасха. Поэтому они придумали календарную границу, четко показывающую, когда наступает первый лунный месяц. Как бы, условно.

Так как каждый год в течение 19 лет первый весенний лунный месяц начинается в разные дни юлианского календаря, то выбрали самый первый – получилось, как я написал выше, 22 марта. В этот день начиналась весна, и раньше этого дня справлять Пасху было нельзя. Поэтому установленное Никейским собором правило о праздновании Пасхи гласило, что Пасху можно праздновать только после 21 марта. По датам все сходится.

Подтверждением того, что равноденствие 21 марта было, так сказать, лунным, можно найти в словах антиохийского патриарха Вальсамона (XII век): «Весеннее равноденствие бывает не 25 марта, как некоторые говорят, или 20-го, или в какой-то другой определенный день, а когда случится. Ибо от кругового исчисления солнечного и лунного течения бывает так и иначе весеннее равноденствие». Главное слово здесь – лунного. Ведь настоящее равноденствие от луны не зависит. А вот то, о котором я написал, как раз зависит, и не только от луны, но и от солнца, так как дата указывается в солнечном календаре. Так что Вальсамон написал все верно, хотя на первый взгляд его слова могут показаться каким-то бредом.

Из-за того, что весеннее равноденствие традиционно считалось началом весны и года во многих культурах, а в данном случае речь идет о другом календарном дне, который тоже рассматривался как начало весны и года, то возникла путаница в названиях. И на первый весенний день по лунному календарю перешло название равноденствия. Этому способствовало и само явление новолуния.

При новолунии луны на небе нет, то есть ее не видно. Совсем, словно днем. И можно сказать, что небо в этом смысле становится «равно как днем». Буквально это и есть равноденствие. Данный факт выражен не только в русском языке, но и в греческом, на котором писалась вся церковная литература христианского Востока. Равноденствие в ней обозначалось словом «исимериа», этимология которого восходит к «исос» - равный и «имера» - день. Примечательно, что эта фишка – называть 21 марта днем равноденствия – появилась и закрепилась при помощи греческого языка. На Западе это было бы невозможно, так как в латыни все наоборот и равноденствие обозначается словом aequinoctium – равный ночи. В Риме приняли навязываемую им дату равноденствия не сразу, но в итоге согласились – а как они могли ее проверить, ведь собственных ученых у них в то время не было.

В Византии, похоже, с учеными тоже были проблемы. Так, монах Матфей Властарь (XIV век) знал, что пасхалия появилась, когда равноденствие было 21 марта, но считал, что в его время оно приходится на 18 марта, хотя правильно – 12 марта. Если он не знает, когда там у него равноденствие, то как же могли этот день определить его коллеги за 1000 лет до него?

В общем, есть достаточно веские аргументы считать, что никакого астрономического равноденствия 21 марта в эпоху Никейского собора не было. И, следовательно, использовать эту дату в обосновании верности исторической хронологии нельзя. Но вернемся к Дионисию и его пасхалии.

Очевидно, что александрийская пасхалия была составлена намного позже традиционно приписываемого ей времени. Упоминаемый ранее Анатолий, епископ Лаодикеи, первым составил пасхалию, основанную на 19-летнем цикле. История утверждает, что Анатолий жил в III веке, однако в своих работах он ссылается на христианских авторов, живших уже после этого времени. Например, на Исидора Севильского – а это уже VII век. При этом Анатолий называет Исидора древним, значит сам он жил еще позже VII века. Историки, естественно, не растерялись и заявили, что там, где Анатолий упоминает неправильных людей, это писал не он, а некий Псевдо-Анатолий. Дионисий же жил намного позже Анатолия. Поэтому ни он, ни его пасхалия никак не могут датироваться VI веком.

P.S. Так как вся историческая хронология не верна, и все события происходили гораздо позже, то и эра Диоклетиана начиналась не в 284 году н.э., а в какой-то другой год. Я написал про отсчет 19-летнего цикла на примере с традиционными датами, просто чтобы лучше и понятней описать логику составителей александрийской пасхалии. То, что начало эры совпало с новолунием, не есть какой-то исключительный случай. Такие совпадения, плюс или минус 1-2 дня, повторяются каждые 19 лет. Поэтому на хронологической шкале несложно найти другой год, в котором это совпадение будет даже более точным.

Ссылки:

Пасхалия Дионисия Малого
Каталог лунных фаз

См. также: Как была удлинена мировая хронология

Июль, 2021.


© В.А. Лопатин, 2021     www.scaliger.ru